Сайт Храма Покрова Божей матери
Храм Покорова Божей матери
Войти Помощь храму

МОЛИТВА СЕРДЦА

Нет ответов
Гость

Иисусова молитва Сердца


Весь смысл и цель Иисусовой сердечной молитвы — соединиться с Богом.


Святой Иоанн Лествичник советует:



  • заключать ум в слова молитвы. Тогда молитва будет совершаться совокупно умом и сердцем.

  • Слова молитвы должно произносить неспешно, даже протяжно.

2 «Спросят: неужели, такой великий отец, живший в то время, когда умное делание процветало, ничего не говорит о молитве, совершаемой умом в сердце?
Говорит, но так прикрыто, что только те, кто знаком опытно с деланием этой молитвы, могут понять, о чём говорится.»
«Всё это свершается под водительством благодати Божией, по её благоволению и усмотрению.»


3 Святой Иоанн Лествичник призывает:
«нисходить умом в сердечный храм и оттуда призывать Благодать Божественную.»


Различает следующие этапы духовного продвижения:



  • Сочувствие сердца уму.

  • Соединение ума с сердцем.

  • Нисхождением ума в сердце.

На третьем уровне, молитва осеняется Божественною благодатью и открывается не только сердечное место, но и вся душа, и всё тело услаждается и повлечётся к Богу.


Для большинства молитвенный вход в сердце возбранён. Поймите, единственно перстом Божьим отверзается этот вход. И постепенно является Бог.


Научитесь Иисусовой сердечной молитве не от Ангела, не от человека, не из книги, но от Меня4.


Между раифскими иноками, для которых написана была Св. Иоанном «Лествица», процветала умная молитва. Святой Иоанн Лествичник выражается так:



  • Для начала иметь совесть чистую во всём.

  • Прежде всего, потребна нам духовная сила.

  • Начинать с преддверия у входа в Святая Святых Храма.

  • Желающий видеть Господа внутри себя, старается очистить сердце своё непрестанной памятью Божией.

  • Появляется Солнце, сияющее внутри.

  • Воздух, которым начинают дышать там, внутри — Святой Дух.

  • Появляется внутренняя радость.

  • Во храме — смотри жертвенник [алтарь]. Где приносятся духовные жертвы Богу.

  • Слышно пение святых Ангелов.

  • Тогда прекращается сон невежества.

Для этого:



  • Постарайся войти в клеть , которая внутри тебя и увидишь клеть Небесную. Та и другая — одно: одним входом вступишь в обе. Клеть — преддверие к святилищу.

  • Закрывай дверь кельи для тела, дверь для уст языка, и внутреннюю дверь от лукавых духов.

  • Лестница к Царствию Небесному — внутри тебя. Погрузи себя в себя и найдёшь там ступени, по которым взойдёшь на небо6. Этому помогает движение воды7.

  • Увидишь Святой пренебесный огонь, который одних опаляет, других — светом освещает.

  • Приудерживай несколько своё дыхание.

  • Вначале найдёшь ты там тьму некую.

  • Затем ум узрит в сердце многие вещи, каких не видывал и не знал.

Блаженный старец, иеромонах Серафим Саровский:


«Когда Господь согреет сердце твоё теплотою благодати Своей, и соединит тебя во един Дух, тогда потечёт в тебе эта молитва непрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя.»8
Предварительно, надо освободиться от духов зла.
Слова молитвы следует произносить гортанно, с крайней неспешностью [медленно], как бы читая по складам.
Согласно Писанию, мы обязаны непрестанно молиться.


Преподобный Исаак Сирин:


Умная сердечная молитва Иисусова — «очень воспламеняет в сердце твоём и разогревает».



  • Дыхание, которым дышим, через лёгкие проводит воздух до сердца.

  • Вначале должно сделать соединение с Небом и Землёю.9

  • Далее — соединение со Святым Духом.

  • Когда снизошёл на апостолов Святой Дух, то, сделав их храмами Божьими, сделал храмами непрестанной молитвы10.

  • Дух, когда вселится в человека, тот непрестанно молится, ибо сам Дух непрестанно молится. А непрестанно молящийся начинает постепенно ощущать присутствие Бога.

  • Далее — «согреется сердце моё во мне и в поучении моём разгорится огонь»11.

  • Постарайся войти во внутреннюю сокровищницу твою. И увидишь лестницу в Царствие Небесное внутри себя.

  • Затем — будет «Небо внутри тебя : и в самом себе Ангелов увидишь со светом их : и с ними Господа внутри себя».

  • Согласись, стань — Жилищем Духа Святого!

Изречения Св. Исихия Иерусалимского:



  • Трезвение и стояние ума у двери сердца.

  • Огонь, пришедши в сердце [снизу] восстановил молитву, ... которая вознеслась на небо и свершилось сошествие огня в горницу души [сверху].

Святые Симеон и Андрей:


«Ничто не доставляет такого свободного доступа к Богу, как решительное самоотвержение своей гордости, своего Я.»
«Когда примешь дар молитвы в тайном храме сердца своего, то шёпот уст твоих звенит далеко : и выходит пар из уст от действия Святого Духа.»
Внезапно может открыться дар знания иностранных языков12.
При нисхождении ума в сердце, человек приходит в состояние духовного упоения и некоторого самозабвения.
Смирение немедленно приводит сердце в умиление.
Молитва Сердца зиждется на послушании [воле Божьей] и смирении [к воле Божьей].


Святой Григорий Синаит13:


Подвиг души, подвиг молитвы, должен быть совершаем постоянно и непрерывно. От блаженного действия Святого Духа в человеке:



  • Молитва. Удерживай при этом и дыхание.

  • Вложи огонь в землю сердца. [аналог соединения с Матерью Землёй].

  • Она приходит не от десныя или шуия страны, ни даже свыше, но проторгается из сердца, как источник воды, от животворящего Духа.

  • Сперва начинает в нём веять необычная тишина.

  • Появляется сострадание ко всему человечеству и к каждому человеку.

  • Наконец, мало помалу, ум нисходит и соединяется с сердцем, и удерживает его в глубине.

  • Святой Дух начинает согревать сердце.

  • Появление мысленного Солнца Правды и блеск света.

  • И в созерцании видеть Бога.

  • И тогда раскрывается непрестанная молитва или непрестанная память о Боге.

Умная сердечная молитва заповедана человеку Богом и в Ветхом и в Новом Завете.
«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумом твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь!14


Диавол обычно вместо теплоты наводит жжение, вместо тихой радости приносит бессмысленное бурное веселье.


Так распределяются три силы души:



  • Словесная [ум] в персях [груди].

  • Ревностная [старание] в сердце.

  • Желательная же [похоть] в чреслах при пупе.

Наставление Никифора монаха15



  • «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1Кор. 3:16).

  • Известно, что внутреннее слово, каким беседуют с собою, творят молитву — есть в сосках [но это не то! Это Дигитальный информационный канал, «внутренний диалог»].

Наставление Игнатия и Каллиста16



  • При пользовании Иисусовой молитвы помните, что «без Бога не можете творить ничего».

  • Входить внутрь сердца посредством дыхания.

Св. Иоанн Златоуст:



  • Непрестанно пребывающий в имени Господа Иисуса, поглотит Господа и Господь — сердце, и да будут сии два — едино.

Святитель Игнатий, епископ Ставропольский:



  • Во время сердечной молитвы возникает ощущение духовной сладости. Притом, собственными усилиями раскрыть в себе благодатную, умную сердечную молитву — невозможно!

  • Бог низведёт огонь свой святой в сердца наши и сделает сердца наши храмом: «Храм Мой храмом молитвы наречётся»17.

Преп. Нил Сорский:



  • Для занятия умной сердечной молитвой приличествует возраст зрелый, при котором укрощаются в человеке естественные порывы.

  • Молитвенное священнодействие ума в сердце требует предварительного упражнения. Благодать Божия, сама собою, в известное ей время, по её благоволению, переводит подвижника молитвы Иисусовой в высшей степени. Оно не приобретается человеческим усилием, — но даруется Богом.

Но не всем дозволяется приступать к священнодействию умом в сердечной клети.


Приметы умной внутренней сердечной молитвы:



  • Внутреннее безмолвие.

  • Ощущение сладости.

Если монахам воспрещается безвременное стремление к молитве, приносимой умом в сердечном храме, тем более воспрещается оно мирянам. : для предотвращения всех прелестей, последующих самочинникам.
Проблема состоит в том, как избежать многоразличных и многообразных прелестей вражиих, наводимых на эту молитву.


Иными словами, главный запрет на умную сердечную молитву — опасность впадения в какую-либо прелесть.


Преподобный Макарий Великий:



  • «Мы утверждаем, что ум и сердце, не очищенные от [духов] страстей покаянием [то есть, отказом от них], неспособны, сделаться причастниками Божественной благодати».

  • Сама цель монашества и есть обновление Святым Духом.

  • Встречаются души, преисполненные действием в них Святого Духа, пребывающие как бы в детстве.

Святой патриарх Каллист:



  • Если приходит теплота от почек, как бы опоясывая — это прелесть [«не то»].

  • Если же всё тело от сердца растепливается, ум же чист и бесстрастен — это поистине действие благодати.

  • В час молитвы ум должен находиться в верху сердца и смотреть в самую внутреннейшую глубину его [то есть, вход «сверху»].

  • Бывает иногда и Свет, озаряющий как солнце и источающий [наружу] от сердца Свет. И человек может быть охвачен радостью, подобно напоённому вином.

Действие сердечной молитвы старца Василиска



  • Чувствовал присутствие, а иногда и видел в сердце своём образ Бога.

  • Появлялся свет над головою и освещал вокруг.

  • В сердце появлялся жар огненный.

  • На языке необыкновенная сладость.

  • Во время молитвы обильное благоухание вокруг.

  • Ощущение соединения с Богом.

  • Вибрации во всём теле.

  • Иногда — спонтанное частое глубокое дыхание.

Изречения Филофея Синайского:



  • Сердце становится мысленным небом со своим солнцем, луною и звёздами.

Святой Симеон Новый Богослов:



  • Описывая ежевечерний молитвенный подвиг блаженного юноши Георгия, Св. Симеон говорит: «Он помышлял, что предстоит Самому Господу. Молясь, он стоял неподвижно, подобно некоему столбу».

  • От поклонов тело согревается.

Ученик: Что значит место сердечное, о котором говорит Св. Симеон Новый Богослов?


Старец:



  • Это Дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца [сердечная чакра].

  • При молитве нужно, чтобы Дух18 соединился с умом.

  • Иисусова память соединяется с дыханием твоим.

  • Соединение даруется в своё время Божественной благодатью.

Упражнение молитвою Иисусовою имеет два главнейших подразделения:



  • Чистая молитва. Благодать Божия не обнаруживает своего присутствия.

  • Благодать Божия обнаруживает своё присутствие, соединяя ум с сердцем, с сердечным плачем и теплотой. В этот период, Дух Святый, вселившись в человека, ходатайствует о нём.


1 Ключ разумения: русские подвижники благочестия о молитве Иисусовой. — Москва-Екатеринбург: Издательский Совет РПЦ, Издательство Ново-Тихвинского женского монастыря, 2003. — 368 с


2 Там же. — С.17


3 Там же. — С.17


4 Мф. 11:29-30. «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдёте покой душам вашим. Ибо иго моё благо и бремя моё легко»


5 Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответ 115. — М., 1994. — С. 97-98


6 Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 2 //Творения, Сергиев Посад, 1893. С 17-18


7 Ин. 5:


8 Преподобный Серафим Саровский. Наставление 32. //Архимандрит Сергий. Сказание о жизни и подвигах блаженных памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. — М., 1844


9 «В начале, сотворил Бог Небо и Землю». (Бытие 1:1)


10 дом Мой домом молитвы наречётся (Ис. 56:7)


11 Пс 38:


12 Деян. 2:1


13 Святого Григория Синаита можно признать восстановителем учения об умной сердечной молитве. И, во времена Григория Синаита, были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве. (Добротолюбие. — М.: Сретенский монастырь, 2001. — Т.1, Ч.1. С. 249)


14 Марк 12:30. Втор 6:


15 Добротолюбие, ч. 2-я. — с. 36-43


16 Добротолюбие, ч. 2-я. — с. 56-131


17 МФ 21:1


18 «Дух» обыкновенно называется «Сердцем», как и вместо слова «ум», обыкновенно употребляется «голова».